Камуфляж и системы маскировки нацелены на повышение живучести военных систем, они отвечают за первые два элемента защиты в уравнении «не увиден, не обнаружен, не обстрелян, не убит». Применение тактики маскировки, например использование особенностей местности, внедрение правильного камуфляжа для того, чтобы смешать систему с фоном (окружением) и развернуть ловушки в районе, способствует повышению сложности задачи по обнаружению цели любым оппонентом.

Тот факт, что кто-то может сделать свою систему вооружения «невидимой» делает всю маскировку (камуфляж) и дело введения в заблуждение сверхсекретным делом. Как следствие не многие страны желают раскрывать свои новейшие открытия в этой области даже на международных встречах.

Голография, оптоволокно, снижение сигнатур, адаптивный камуфляж и оптический камуфляж являются все более многообещающими технологиями, тогда как рассматриваются многие другие технологии с целью сделать предмет невидимым; это не означает «изобрести невидимое покрытие», но слияние объекта с его фоном как можно в большем диапазоне спектра.

Среди различных перспективных технологий спектральные и адаптивные управляемые материалы стоят в верхней части списка, хотя их разработка все еще находится на начальных этапах. Что касается видимого спектра, то здесь мы видим довольно продвинутые системы, это относится к таким системам, как полимерный светоизлучающий диод, ЖК-дисплеи и другие системы на основе проводимости. Это дает хорошие надежды на интересные приложения, которые могли бы привести к активным камуфляжным системам, имитирующим фон на системной поверхности, то, что могло быть очень интересным особенно в городских районах. Хотя технология еще должна развиваться и развиваться, особенно это касается дисплеев, обработки данных и мощности элементов питания.

Униформы

Первое, что необходимо учесть, это тип чувствительного элемента, который противник, вероятно, будет применять, он может варьироваться от невооруженного глаза до тепловизора, радара и т. д. Ведь некоторые решения смогут хорошо спрятать объект в одной из частей спектра, но сделают его даже еще более видимым в другой части.

В настоящее время в самом востребованном, наземном сценарии, в связи с тем, что окружение может меняться очень быстро и дистанции поражения короче, маскировка главным образом представляет собой сочетание тканей и так называемых паттернов (шаблонов камуфляжного рисунка) для пехотинцев и раскраску и маскировочные сети для машин и систем вооружения. Пехотинцы используют боевую униформу, маскировочный шаблон которой адаптирует их к сценарию, в котором они собираются работать.

Изначально зеленый был предпочтительным цветом, так как большинство войн велись (или должны были) вестись в Европе, где трава и деревья были превалирующими природными элементами. Далее вступили в игру расчленяющие шаблоны с двумя, тремя или более цветами и те армии, которые дислоцировали своих солдат в различных сценариях начали разнообразить свой камуфляж.

 

Зимний, пустынный или для лесистой местности стали типичными паттернами, за которые затем последовали попытки применения городского камуфляжа, хотя разнообразие окружения (фона), встречающегося в застроенных районах затрудняет поиски правильного решения. Появление тепловидения привело к использованию антитермальных тканей, тогда как цифровой анализ пейзажа трансформировал паттерны в пиксельные.

Транспортные средства

Что касается транспортных средств, то большая часть из них раскрашена матовыми красками в ближней (длинноволновой) инфракрасной области спектра. Многочисленные производители по всему миру изготавливают такие краски. Лидерами являются американская NCP и ее отделение – итальянская NVSC для поставок за рубеж, Sherwin Williams, Hentzen, PPG Government Solutions, голландская Akzo Nobel Aerospace Coatings, немецкая Weilburger и другие.

Внутри НАТО не было достигнуто соглашений по стандартам по паттернам и цветам, хотя документ AEP-31 является рекомендацией по применяемым краскам так называемого пятнистого камуфляжа для военной техники. Текущая тенденция – это переход от красок на основе растворителей к продуктам на водной основе в связи со строгим природоохранным законодательством, которое требуют снижения летучих органических компонентов. Тот факт, что очки ночного видения нового поколения работают в диапазоне ниже 1,2 микрон, заставляет производителей тканей использовать новые пигменты, которые могли бы быть эффективными в диапазоне 1,8 – 2,0 микрон.

В Греции компания Intermat сочетает возможности малого/среднего предприятия с возможностями исследовательской лаборатории, которая активна в разработке решений по управлению сигнатурами. Ее основной целью является значительное снижение дальности обнаружения сенсоров за счет тепловой эмиссии с целью обмануть датчики по обнаружению теплового излучения и в тоже время ослабить радиосигналы и снизить эффективную площадь отражения объекта. Это делается не просто за счет снижения эмиссии, но также за счет настройки характеристик для того, чтобы «слить» объект с фоном.

 

Управление сигнатурами

Для управления тепловыми сигнатурами компания Intermat разработала покрытие Lep (Low Emissivity Paints) с низким коэффициентом излучения, которое после высыхания формирует пленку толщиной 50 – 60 микрон, которая контролирует тепло, рассеиваемое поверхностью. Компания Intermat может производить военные оттенки цветов с настраиваемыми уровнями излучения, то есть данный оттенок зеленого может быть более или менее «изолирующим» в зависимости от среднего фона оперативного театра военных действий.

Возможность изменять характеристики показывает насколько сильно покрытия Leps от Intermat отличаются от стандартных красок в ближнем инфракрасном спектре, разработанных для противодействия системам ночного видения 70-х годов, которые впрочем, до сих пор широко распространены. По словам компании, для кораблей и корабельных вертолетов, работающих в очень холодном тепловом окружении доступны светло-синие и светло-серые цвета с выдающимися характеристиками.

Не много информации доступно о покрытиях компании Intermat, снижающих эффективную площадь отражения цели, которые, по данным компании, обеспечивают снижение на 97% в X-диапазоне (частотный диапазон 5,2–11 ГГц). Это означает, что диапазон обнаружения для радаров снижается более чем наполовину, так как уравнение нелинейное. После высыхания толщина пленки составляет около 1,5 мм и совместима с антитермальными покрытиями. Обе формулы могут быть соединены в единое вещество с целью обеспечения снижения тепловой и отражательной способности.

Компания Intermat также производит адгезивный материал для стеклянных поверхностей, которые должны пропускать свет и уменьшать видимость. Испанская компания Micromag, специализирующая на магнитных материалах, также работает над веществами, поглощающими радиолокационное излучение, которые добавляются в военные покрытия.

При развертывании машин в операциях по всему миру необходима адаптация их камуфляжных схем с тем, чтобы они соответствовали своим развертываемым районам. При отправке на оперативные театры на длительные сроки принимается решение по перекрашиванию техники. Впрочем, поскольку транспортировка более тяжелых машин на ТВД чрезмерно дорога, многие армии стремятся оставлять там их как можно дольше и соответственно не менять их окраску. Легкие машины с другой стороны подвергаются ротации вместе с подразделениями, которые могут быть развернуты на срок до 9 месяцев. В этом случае раскраска машины с использованием постоянной краски по новой схеме, то есть пустынная, трехцветный паттерн или полностью белая схема ООН, может стать дорогим удовольствием, так как эта необходимая работа должна повторяться при каждой передислокации.

NVSC Acremove представляет собой смываемую краску на водной основе, которая могла бы использоваться поверх стандартной окраски. Эта новая краска гарантирует такие же инфракрасные и матовые свойства как у обычного варианта и может использоваться в полевой мастерской. Ее эксплуатационный ресурс оценивается в полгода, в течение этого срока краска легко удаляется посредством нанесения состава, который смывается водой с использованием шланга высокого давления или пароочистителя. Машина остается с оригинальной маскировочной окраской, при этом свойства ее оригинальной окраски не меняются.

Шведская компания Saab Barracuda определенно является самой широко известной компанией в мире по изготовлению камуфляжных систем: ее продукцию покупают более 50 стран. Компания обеспечивает полный спектр систем управления сигнатурами, как для стационарных, так и мобильных приложений. Компания была образована из частной компании по производству рыболовных сетей в 50-х годах: ее портфолио годами основывался на маскировочных сетях, которые кроме положительных качеств, имели большой недостаток – обрезаться на острых углах и предметах. Эта проблема была решена с помощью Ulcas (Ultra Lightweight Camouflage Screen – легкая мультиспектральная камуфляжная сеть), современной мультиспектральной камуфляжной системы, которая резко снижает сигнатуры неподвижных объектов.

Ulcas сделана из двух слоев материала и имеет структуру трехмерной поверхности, но в отличие от обычных сетей в ней используется задний отделочный слой, который позволяет снимать ее плавно с машины без зацепления за углы или опорные штанги. Схемы и цвета доступны в соответствии с потребностями покупателя. Схема всегда рандомизирована (в случайном порядке) с целью избежать симметричных форм, тогда как материал поверхности имеет низкую глянцевость.

Материал Ulcas затрудняет тепловую разведку, обеспечивая защиту от тепловизионных систем, тогда как пигменты, используемые в его схеме, снижают риск быть обнаруженным системами ночного видения, так как они соответствуют отражению заданного пространства.

Материал Ulcas также обеспечивает защиту от радиолокационной разведки в диапазоне частот 1-100 ГГц. Устойчивый к химическому воздействию, Ulcas может использоваться при температурах от -20°С до +80°C, и имеет массу менее чем 250 г/м2. Изменяя геометрическую форму машины и снижая ее тепловые и радиолокационные сигнатуры (даже в движении), он, например, также снижает шансы получения удара от снаряда, атакующего сверху.

Мобильная камуфляжная система MCS (Mobile Camouflage System) от этой же компании базируется на схожем трехмерном материале, но ее конфигурация подстраивается под тип машины для дальнейшего улучшения разделения в видимом, тепловом и радиолокационном спектрах. При работе в жарком климате MCS может интегрироваться с HTR Coolcam, где HTR означает HeaT Reduction (снижение тепловыделения). Работая за счет комбинации изоляции и отражения солнечной радиации, система предотвращает нагревание поверхности машины под солнцем, и, как следствие снижает температуру внутри. Предлагается также мультиспектральный Теневой Зонтик, позволяющий не только работать в открытых люках в солнечное время, но также гарантирующий полную маскировку от воздушной разведки даже когда экипаж люки оставляет открытыми.

В области персональной маскировки компания Saab Barracuda также предлагает Sotacs (Special Operations Tactical Suit — камуфляжный костюм для личного состава сил специальных операций). Он изготавливается из материала этой же компании, он устойчив к задирам и зацеплению за выступающие предметы. Он весит менее чем 2,9 кг и обеспечивает маскировку в видимом и ближнем инфракрасном спектре, в этом спектре частот блокирует около 80% тепла испускаемого телом оператора.

В начале 2000-х компания перекупила камуфляжный бизнес у BAE Systems в США, разместившись в Северной Каролине, таким образом, удвоив свои производственные возможности. Продукты американской компании идентичны продуктам, производимым в Швеции.

Еще одним официальным поставщиком американских войск является канадская GMA, которая поставляет американской армии ультралегкую камуфляжную сеть Ulcans (Ultra Light-Weight Camouflage Net System). Она изготавливается четырех типов, рассеивающая и прозрачная для лесной местности и пустынная этих же двух подтипов. Ulcans идет в двух формах, ромбовидная и шестиугольная, которые могут соединяться для формирования сетей с целью увеличения площади покрытия. Комплект имеет общую массу менее 45 кг и включает опорные штанги и устройства удлинения очертаний предметов, колья, ремонтный комплект, руководство пользователя и контейнеры для переноса.

Для мобильной маскировки GMA производит индивидуально подобранные панели, которые крепятся прямо на все поверхности машины. Система снижает видимые, тепловые, ближнего ИК-спектра и радиолокационные сигнатуры платформы. Для машин с небронированными крышами компания GMA изготавливает покрытия, которые позволяют быстро подогнать цвет машины к цвету фона. Доступны трехтоновые схемы для лесистой местности, однотоновая пустынная, однотоновая зеленая и арктическая зимняя.

Швейцарская SSZ также производит трехмерные камуфляжные системы, например MSCN (Multi Spectral Camouflage Net – мультиспектральная маскировочная сеть), которая основывается на многослойной ткани с пленочным покрытием. Каждый слой отвечает за снижение сигнатуры в соответствующем волновом диапазоне; видимом, ближнего ИК-спектра, тепловизионном и радиолокационном. Ткань разрезается на особые паттерны и фиксируется на опорной сети, ячейки последней варьируются в зависимости от типа маскируемой машины; меньшие ячейки помогают избежать зацепления, когда используются монтажные стойки. MSCN имеет массу около 250 г/м2.

Для того, чтобы адаптировать уровень конвекции, который гарантирует оптимальное управление тепловыми сигнатурами, нарезка листов отличается согласно типу окружения (фона). Для диапазона частот 2 — 100 ГГц маскировка обеспечивается рассеиванием наплывающих волн; это рассеивание создается металлическим подслоем маскировочных листьев, их разрезы создают небольшую эффективную площадь рассеивания, независимую от угла падения. Компания производит мобильные маскировочные укрытия, камуфляжные сети в сочетании с надувными мембранами и инфракрасными камуфляжными комплектами.

В Израиле, компания Fibrotex приняла другой двухмерный подход к камуфляжу. Ее мультиспектральная камуфляжная сеть имеет очень тонкое плетение с массой всего 200 г/м2. Хорошо зарекомендовавшая себя против видимых, ближнего ИК-спектра, тепловизионных и радиолокационных угроз, она также имеет огнестойкие и водоотталкивающие свойства и может быть использована при температурах от -30°С до + 80°С.

Большое преимущество такой двухмерной сети заключается в том, что она может быть отпечатана на двух сторонах, что дает подразделениям преимущество иметь два разных паттерна на одной маскировочной сети, это достаточно удобно при работе в районах, где зеленка может чередоваться снежными участками или когда пустынные и лесистые местности могут сменять друг друга в районе боевых действий.

И снова возвратимся к Intermat. Эта компания использует свой опыт в лакокрасочных покрытиях для производства антитермальных и антирадарных маскировочных сетей, покрытий и пленок, также как тентов и персонального камуфляжа. Ее сети Ulcas и Arcus ослабляют радарные сигналы в диапазоне 5-100 ГГц, особенно в сегменте 8-40 ГГц, с переменным уровнем ослабления составляющим 10-35 дБ. Кроме того, все ткани обработаны антитермальными покрытиями и могут быть изготовлены по любому маскировочному шаблону. Компания производит тенты, а также костюмы для снайперов из «воздухопроницаемой» антитермальной ткани плотностью 60 г/м2.

Наконец, целью ловушек (ложных целей) является скорее не скрытие каких-то своих объектов, а скорее запутывание противника. Они обеспечивают эффективный способ по введению в заблуждение вражеских разведывательных средств и средств по сбору информации и, следовательно, снижают эффективность огня противника. Для того, чтобы они были правдоподобными, ловушки должны вырабатывать сигнатуру, которая совместима во всех требуемых диапазонах с диапазонами оригинальной системы, которую они представляют, то есть касательно видимых, ближнего ИК-спектра, тепловизионных и радиолокационных сигнатур.

Компания Saab Barracuda в настоящее время разрабатывает новые системы-ловушки, хотя по ним очень мало информации. Это будут легкие, рамные и надувные конструкции, будут иметь мультиспектральные свойства в видимом, ближнем ИК-спектре, тепловизионном и радиолокационном диапазонах, их также можно будет подгонять под любой объект.

Еще одна компания, работающая в этой области, Shape International, производит надувные ловушки, которые могут быстро устанавливаться и разбираться. Они производятся для имитации многочисленных потенциальных целей, например это летательные аппараты, основные боевые танки и другие бронированные машины, а также логистические машины. Aerostar International из США также производит подобные продукты.